Беломорско-Балтийский канал (также его называют ББК, Беломорканал, Балтийский канал, а до 1961 он назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) – канал, который соединяет между собой Онежское озеро и Белое море. Через реку Свирь есть выход к Ладожскому озеру и  к Волго-Балтийскому водному пути, а также в Балтийское море.

Путь, по которому был проложен канал, использовался начиная с XVI века. Сама же идея строительства судоходного неглубокого канала впервые серьезно рассматривалась Петром I в начале XVIII века. Было создано четыре проекта, однако все они имели слишком высокую стоимость. Технологии тех времен делали такую стройку очень дорогой и сложной.

Тем не менее, водный путь был необходим, поэтому к идее его строительства вернулись в XX века. Решение о начале проектирования и строительства Беломорканала было принято 3 июня 1930 года, а месяц спустя на бумаге уже появились первые проекты. Чуть позже начались проектные работы уже непосредственно на местности. Не смотря на то, что финальный проект был утвержден только в феврале 1932 года, фактически строительство началось в конце 1931 года.

Строительство Беломорско-Балтийского канала одновременно печальная и удивительная история. Построен он был в рекордные сроки – 21 месяц. За это время было проложили 2500 километров железнодорожных путей, создано около ста инженерных сооружений. Кроме того, строительство осуществлялось практически без современной техники (тех времен), то есть, большинство работ были выполнены вручную.

 

Всего на протяжении Беломорско-Балтийского канала 128 объектов, в числе их:

    • 19 шлюзов;
    • 15 плотин;
    • 19 водоспусков;
    • 33 искусственных канала;
    • 49 дамб;
    • 5 гидроэлектростанций.

Шлюзы канала представляют две группы, которые обеспечивают проход судов на южном и северном склонах. На южном склоне есть семь шлюзов, которые создают напор 69 метров, анна северном – двенадцать шлюзов, которые создают напор в 102 метра. Из общего числа шесть шлюзов ББК являются однокамерными, а 13 – двухкамерными. Все имеют конструкцию одного типа и одинаковые размеры камер.

Пять электростанций, это: Ондская, Беломорская, Палокоргская, Маткожненская и Выгостровская ГЭС. Суммарная мощность – 240 МВт. Гидроэлектростанции строились начиная с 1949 года.

 

 

На берегах Беломорско-Балтийского канала есть и достопримечательности. В первую очередь речь идет, конечно же, о Беломорских петроглифах, которые как раз и были обнаружены во время строительства.

Кроме того, сам канал представляет собой целый историко-культурный комплекс. На его берегах немало памятников строителям (погибшим во время строительства ББК), памятных мест и исторических сооружений. Кроме того, отдельные озера, через которые протекает Беломорско-Балтийский канал, очень популярны у рыбаков.